Направленность образовательной программы — физкультурно- спортивная, она нацелена на всестороннее физическое развитие подрастающего поколения и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни качеств, которые приобретает ребенок в процессе обучения виду спорта бадминтон.
Популярность бадминтона делает его успешным средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись бадминтоном, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, наносить точно удар ракеткой, быстро передвигаться по спортивной площадке и при этом не уставать. Осознав это, он делает правильный вывод, начиная более серьезнозаниматься, слушать и выполнять на занятиях задания педагога, что в конечном счете приводит сначала к формированию, а затем совершенствованию основных двигательных умений и навыков, развитию оптимальных физических качеств. Так бадминтон открывает доступ к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Бадминтон, это один из немногих видов спорта которым начинают увлекаться в раннем детстве и проносят через всю свою жизнь до глубокой старости. Многолетнее совершенствование умений и навыков, участие в большом количестве соревнований дает возможность обучающемуся получать спортивные разряды и звания, входить в сборные команды г.Рязани и Рязанской области. Часто пред профильные программы определяют дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся. Данная программа предусматривает высокий уровень спортивной подготовки, что позволяет дальнейшее обучение в спортивных училищах и ВУЗах по специализации «Бадминтон».
Бадминтон знаком практически каждому человеку с детства. И на первый взгляд является простой, развлекательной игрой. Несмотря на то, что эта игра имеет большую популярность у населения, в Рязанской области практически нет центров, спортивных кружков и секций, где можно по-настоящему научиться играть в бадминтон. Наш Центр одним из первых стал профилировать этот интересный вид спорта и уже имеет положительные результаты, как в подготовке юных спортсменов, так и распространении накопившегося опыта своей работы в других регионах страны. Для достижения стабильных результатов и показателей в данном направлении в настоящей программе используются не только специальные приемы и упражнения, присущие бадминтону, но и различные базовые упражнения из таких видов спорта как большой и малый теннис, легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры и др.
В процессе работы тренировочный процесс строится в соответствии с возможностями занимающихся. Данная образовательная программа помогает в становлении гармонично развитой личности ребёнка. Воспитывает волю, силу духа, целеустремлённость, чувство товарищества.
Учебный процесс обеспечивает развитие индивидуальности личности, логического мышления, а участие в соревнованиях, которые являются неотъемлемой частью обучения, воспитывает чувство ответственности не только за свой результат, но и результат команды.
Укрепление здоровья, физического развития и положительной социализации подростков, овладение основными знаниями, умениями, навыками и приемами игры в бадминтон.
овладение знаниями, практическими умениями и навыками основных технических приемов в игровом виде спорта «бадминтон»;
изучение правил проведения соревнований и судейства, развитие умений применять их на практике;
овладение знаниями, навыками и методами самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
совершенствование специальных физических и психических качеств, необходимых для овладения техникой и тактикой в игровом виде спорта «бадминтон»;
укрепление опорно-двигательного аппарата и содействие правильному разностороннему физическому развитию;
развитие и совершенствование общих физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости, силы, выносливости;
развитие быстроты и логики мышления, умение выстраивания новой тактики в зависимости от изменения условий происходящего.
воспитание морально-волевых качеств личности: решительности, смелости, инициативности, настойчивости, самостоятельности, уверенности в своих силах, психологической устойчивости, силы воли, мужества, стойкости, дисциплинированности и товарищеской взаимопомощи;
формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним, как к способу самореализации;
воспитание устойчивого интереса к занятиям бадминтоном;
воспитание трудолюбия, упорства в достижении желаемых результатов; коллективизма и ответственности за общий результат;
профилактика асоциального поведения среди подростков.
привитие интереса к соревнованиям, выполнению разрядов и нормативных требований по общей, специальной физической подготовке.
В объединение «Бадминтон» принимаются все желающие дети, допущенные врачом. Нет специального отбора, тестирования, прочих дополнительных условий приема. Перед детьми не ставятся условия обязательного выполнения спортивных разрядов и званий.
Программа объединения «Бадминтон» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет. Начальный возраст освоения программы 7 лет.
Программа рассчитана на один год обучения. В данной программе большое внимание уделяется обшей физической подготовке, которая осуществляется в подготовительных и подводящих упражнениях. За учебный год дети научатся основным техническим приемам и тактике игры в бадминтон.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, 24 часа в месяц (216 часов в год). Всего 36 учебных недель в течение учебного года. Группы занимающихся формируются с небольшой разницей по возрасту численностью от 12 до 15 человек.
Продолжительность одного занятия педагогом может варьировать в соответствии с формой занятия (теоретическое или учебно-тренировочное): а) 2 раза по 45 минут астрономического времени с 15 минутным перерывом;
б) спаренное занятие по 1,5 часа астрономического времени без перерыва, с учетом физической выносливости и возраста обучающихся.
В занятия включены здоровье сберегающие технологии:
организационные моменты;
дыхательные (восстанавливающие) упражнения;
релаксация.
Программа предусматривает дополнительные занятия по индивидуальным образовательным маршрутам с одаренными обучающимися (входящими в сборные команды города, области, успешно выступающими на соревнованиях и занимающими призовые места). Для этого дополнительно проводятся мастер-классы, учебно-тренировочные сборы, контрольные соревнования.
Основной формой организации образовательного процесса являются групповые и полугрупповые занятия, на которых теоретический материал и практические задания преподаются параллельно. Наиболее целесообразной формой является учебно-тренировочное занятие. Педагог работает в рамках точно установленного времени с постоянным составом обучаемых и по твердому расписанию. Он имеет возможность применять разнообразные методы изучения упражнений с применением специального оборудования (тренажеры) используемого в бадминтоне для совершенствования умений и навыков.
общие понятия о здоровом образе жизни;
правила поведения и безопасности на занятиях;
спортивный инвентарь и его применение;
технику выполнения основных приемов игры в бадминтон на тренажерах;
выполнять на тренажерах основные упражнения (приемы) применяемые в игре бадминтон ;
выполнять простейшие виды перемещений по игровой площадке;
выполнять игровые упражнения, с применением основных приемов игры при спарринге;
выполнять простейшие виды подач при вводе волана в игру.
в спортивных соревнованиях по ОФП и СФП между объединениями Центра.
понятия: о здоровье, двигательном режиме, закаливании, личной гигиене, рациональном питание, о вредных привычках;
правила поведения и безопасности на занятиях;
спортивный инвентарь и его применение;
технику выполнения всех приемов игры в бадминтон на тренажерах;
правила индивидуальных, парных и командных соревнований игры в бадминтон.
правила судейской практики;
спортивные нормативы.
выполнять на тренажерах все упражнения (приемы) применяемые в игре бадминтон ;
выполнять все виды перемещений по игровой площадке во время отработки тренировочных комбинаций и во время индивидуальной и парной игры в бадминтон;
выполнять игровые упражнения(комбинации игры), с применением основных игровых приемов в парах и группах;
выполнять основные виды подач при вводе волана в игру.
в спортивных соревнованиях районного, городского и областного уровня.
По окончании курса обучения, воспитанники должны обладать не только практическими умениями и навыками, но и сформированными качествами личности, такими, как трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, патриотизм, чувства ответственности за командный результат, стрессоустойчивость.
Одаренные дети привлекаются к обучению на дополнительных (индивидуальных) занятиях, учебно-тренировочных сборах (в каникулярное время), выполняют спортивные разряды по игровому виду спорта «бадминтон».
Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность тренировочного процесса. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки для выявления динамики развития спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.
Контроль качества усвоения учебного материала осуществляется в соответствии с намеченными целями и задачами обучения посредством оперативного, промежуточного и итогового контроля. Одним из главных критериев в течение всего времени обучения является участие воспитанников в соревнованиях.
Оперативный контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и анализа во время тренировки и дает возможность понять степень усвояемости материала и физическим состоянием обучающихся. Проводится оперативная коррекция деятельности воспитанников.
Промежуточный контроль дает более полную картину результативности обучения. На этом этапе контроля выявляется насколько успешно воспитанники усвоили знания и навыки тренировочных упражнений согласно основным учебно-тематическим блокам. В данной программе он осуществляется 1 раз в конце каждого квартала, а также в рамках проведения или участия обучающихся объединения в соревнованиях по бадминтону различных уровней (внутри объединения между группами, районные, городские, областные и т.д.). Результаты каждого обучающегося и в целом команды фиксируются в протоколах. По итогам выступлений в конце учебного года составляется сводный протокол, где суммируются результаты каждого спортсмена. Лучшие спортсмены ежегодно принимают участие в областном смотре-конкурсе Федерации бадминтона РО и в областном смотре-конкурсе Министерства спорта и физической культуры Рязанской области «Об областном смотре-конкурсе среди тренеров, спортсменов, федераций по видам спорта, одаренных детей, добившихся высоких результатов в спорте».В соответствии с нормативами, полученными результатами, педагог выявляет уровень освоения обучающимися на каждом этапе обучения: высокий, средний, низкий.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Для его проведения отводится два учебных занятия, где каждый воспитанник сдаёт нормативы по общефизической, специальной подготовке и принимает участие в контрольном соревновании. При определении общего уровня подготовки воспитанника по образовательной программе учитываются результаты участия в соревнованиях в течение всего периода обучения.
Журнал учета посещаемости обучающихся.
Контрольные задания (нормативы).
Протоколы промежуточной, итоговой аттестации, протоколы соревнований.
Сводный протокол объединения
Участие в районных, городских, областных, межрегиональных, всероссийских соревнованиях по бадминтону.
Практический опыт обучающихся в судействе соревнований.
Максимальный уровень освоения материала образовательной программы оценивается по 100-бальной шкале.
Уровень подготовки обучаемого по итогам каждого этапа обучения отслеживается по трём контрольным параметрам –практические нормативы по общей физической подготовке, нормативы по специальной физической подготовке и результаты участия в соревнованиях. Метры, секунды, количество раз через проценты переводятся в баллы (Приложение №1 и приложение №2), Результаты, полученные каждым обучающимся, суммируются по всем показателям. Итоги освоения программного материала формулируются по трём критериям:
Высокий – полностью освоил программный курс.
Средний – не полностью освоил программный курс.
Низкий - не освоил программный курс.